“Live Aid”- ЖИАЯ ПОМОЩЬ.
Концерт,
потрясший мир.
Это был концерт,
разрекламированный как самое грандиозное шоу в мире, на что имелись все основания . “Лив Эйд” показал, кто есть
кто в рок музыке, представив лучших из лучших из лучших , среди которых Пол
Маккартни, Элтон Джон, Девид Боуи, “Ю-2” , Дайер Стрейтс”, “Ху”, Фил Коллинс,
Эрик Клептон, Мадонна, Мик Джаггер и Стинг. Два концерта - на лондонском
“Уэмбли” и на стадионе имени Кеннеди в Филадельфии - смотрели 2 миллиарда
человек в ста семидесяти странах мира.
Организовал шоу Боб Гелдоф,
бывший панк-рокер и лидер группы
“Бумтаун Рэтс”. Концерты проводились для сбора средств в помощь голодающим Эфиопии. Боб
Гелдоф, прозванный за свою деятельность
Святым Бобом, решил устроить это грандиозное благотворительное шоу после
того , как увидел телепортажи о засухе и голоде
в Эфиопии.
для сбора средств в помощь голодающим
Эфиопии. Боб Гелдоф, прозванный за свою
деятельность Святым Бобом, решил устроить это
грандиозное благотворительное шоу после того, как увидел телерепортажи о засухе
и голоде в Эфиопии.
Ценой неимоверных усилий, различных уловок, призывов к совести и дружеских
уговоров он сумел запустить шоу, о котором невозможно было и мечтать.
Оба марафонских
концерта в этот жаркий день 13 g июля 1985
года проходили с непрерывным успехом. Группа за
группой делала очередной вклад в благотворительность, свидетелем чего был весь
мир. В Лондоне концерт, на котором присутствовали принц Чарльз и
принцесса Дайана, начался в полдень выступлением
«Статус Кво». «Rocking All Over The World!» («Потрясем мир!»)— призывала
группа. Это и было целью выступлений всех участников шоу, которое закончилось
шестнадцать часов спустя в Филадельфии.
Много замечательных и
первоклассных исполнителей порадовали любителей поп- и рок-музыки. Но одна
группа, несомненно, выделялась на этом празднике. Это—«Куин». Уже около семи вечера их выход
объявили известные британские
комики Гриф Рис Джоунз и Мел Смит. Семидесятитысячная
толпа взорвалась. Под первые аккорды «Hammer То Fall» Меркьюри
предстал на сцене—в белой майке и голубых
джинсах, на шее—серебряный амулет. Он
легко скользил по сцене, каждый его жест приковывал к себе внимание аудитории.
Через несколько минут она была повержена. Исполнялись
бессмертные хиты
«Bohemian Rhapsody» и «Radio Ga Ga», приведшие публику в состояние экстаза. А Фредди все заводил себя, группу и зрителей.
На его лице, блестевшем
от пота, отражалась высшая степень напряжения.
Позже он говорил: «Я пытался их покорить.
Не думаю, что мое выступление удалось. Надо отдавать все, чтобы завоевать
сердце каждого из них; поэтому всякий раз, выходя на сцену, я пытаюсь доставить людям радость».
В этот день «Куин»
превратились в суперзвезд, и миллиарды людей стали свидетелями их силы и магнетизма. Элтон Джон признался, что
им не было равных. Это рок-представление длилось двадцать минут, дав
возможность Меркьюри полностью проявить себя. Толпа
подпевала «Crazy Little Thing
Called Love», откликалась на каждый ритм «Radio Ga
Ga». Семьдесят
тысяч человек раскачивались в такт «We Are The Champions».
Меркьюри говорил: «Мы
выбрали песни, которые люди знают и легко узнают.
Цель концерта—обратить внимание на одну из самых больших человеческих проблем, однако мы
хотели, чтобы было не так грустно».
Меркьюри был хозяином
сцены. Исполняя на пианино «Rhapsody»,
а на гитаре—«Grazy Little Thing... »,
он даже нашел время подурачиться
с одним из операторов Би-Би-Си.
Перед самым финалом,
который должен был венчать гимн «Лайв Эйд»— сильнейший
хит всех времен «Do They Know
Its Christmas?» в исполнении участников концерта, на сцене вновь
появились «Куин». Под восторженные вопли Меркьюри и Мэй
исполнили как нельзя более подходящую к этому событию «Is This The World We Created?..»
с альбома «The Works».
«Удивительно,—вспоминал Меркьюри,—мы написали эту песню задолго до «Лайв Эйд». Эта песня—о страданиях детей и голоде на планете,
поэтому мы не могли без нее обойтись».
На следующий день
пресса взахлеб рассказывала о концерте и безусловном успехе
группы. Лондонская «Дейли
миррор» назвала шоу «абсолютно превосходным», а Боб Гелдоф сказал: «Куин» была лучшей группой дня, что бы
ни говорили».
Брайан Мэй вспоминал: «Все играли неплохо,
но Фредди был на голову выше. От него сходили с ума все, не только поклонники
«Куин». Публика и телезрители даже не догадывались, что у Меркьюри было больное горло и врачи настоятельно советовали ему не участвовать в концерте.
Однако уговоры не подействовали—Фредди не мог разочаровать своих поклонников.
Триумф «Куин» на «Уэмбли» с
лихвой компенсировал разочарования их фанов,
которые сокрушались, что любимая группа не приняла участие в записи сингла «Do They Know Its Christmas?»,
потому что была на гастролях в Европе, когда шла запись. «В этот раз «Куин»—со всеми командами»,—говорил перед концертом Меркьюри.
Трагедия в Эфиопии была воспринята Меркьюри, как с многими в мире рока, с сочувствием: «Когда я увидел
репортаж, он меня очень взволновал. Я даже не смог
досмотреть передачу и выключил телевизор». Но
Фредди отверг слухи О том, что группа отменила все
выступления, для того чтобы сыграть в «Лайв Эйд» из-за комплекса вины: «Я никогда
не испытывал вины за свое богатство. Что я чувствовал, так это обиду и досаду,
что в мире такое творится. Одно время во мне
преобладало чувство беспомощности. Цель этого
проекта—поднять людей на борьбу с голодом
и засухой. Донести это до каждого».
В то же время «Лайв Эйд» имел большое
значение и для самой группы. Год назад они разочаровали часть своих
поклонников, выступив в Южной Африке. Это неприятно выделяло
«Куин» среди других рок-звезд. Участие в «Лайв Эйд» было шансом поправить свой
имидж. Музыканты собирались дать лучшее шоу в
своей жизни и уединились на два дня в студии,
репетируя предстоящее двадцатиминутное выступление.
На этот раз они старались, чтобы все получилось идеально: «Мы потратили больше
времени на репетиции, чем обычно перед очередным турне»,—вспоминал Брайан Май.
Успех на «Уэмбли» стал поворотным моментом для
«Куин», поскольку 1982—1983 годы были для
группы временем затишья. Она снова появилась на сцене с выходом альбома «The Works», содержавшим
множество хитов.
«Лайв Эйд» завоевал для «Куин»
сердца более молодых поклонников. Меркьюри больше
не выглядел в их глазах звездой семидесятых. Концерты группы переместились с маленьких
арен на огромные стадионы. В 1984
они дали четыре концерта на одной из площадок «Уэмбли»,
вмещающей только g
тысяч человек. Спустя год после «Лайв Эйд» «Куин»
играли на стадионе «Уэмбли» перед 150 тысячами человек и перед 120 тысячами—в
Небворте. Во время их европейского турне на каждый
концерт приходило более 80 тысяч
зрителей.
Все участники «Лайв
Эйд» прекрасно понимали, что их благотворительный проект имеет и коммерческую
сторону. Они признавали, что это шоу каждому даст уникальную возможность
показаться буквально всему миру. За день до концерта Роджер Тейлор говорил:
«Конечно, это замечательное мероприятие, оно поможет собрать много денег. Но
не надо забывать—мы это делаем и для
своей славы». Неделю спустя после «Лайв Эйд» альбом «Куин» «Greatest Hits» взлетел в списках на
целых пятьдесят позиций, а пластинка «The Works» снова стала хитом. Продажа пластинок и видеозаписей
группы увеличилась примерно в пять раз. Первый сольный альбом Меркьюри «Mr. Bad Guy» поднялся на
сорок позиций, его продажа возросла в три раза.
Однако все это не шло в
сравнение с тем, что «Лайв Эйд» внес в мир рок-музыки новые чувства
ответственности, единения и теплоты, которыми он не мог похвастаться прежде.
«Куин» под впечатлением шоу записали сингл, посвященный
Бобу Гелдофу. «One Vision» был исполнен
признательности этому человеку за его настойчивость в оказании помощи
страдающим. В ноябре 1983
сингл занял седьмое
место.
«Боб Гелдоф сделал великое дело,— говорил Меркьюри во время «Лайв Эйд».— Можно вообразить, сколько сил ему
стоило собрать всех нас и добиться успеха. Я испытываю глубокое уважение и
восхищаюсь им».
...Это было давно. 12 лет назад. Многое
изменилось с тех пор - умер от СПИДа Фредди Меркьюри, трагически погибла
принцесса Диана. Не изменилось только самое главное - не уменьшилось число
обездоленных людей, людей, нуждающихся в помощи, не схлынула волна насилия,
алчности и безразличия, терзающая наш мир. Скорее наоборот - еще сильнее
захватила его. Все больше становится людей, стремящихся прежде всего к
собственному благополучию, людей черствых и бездушных, у которых слова благотворительность
и милосердие вызывают недоумение или, что хуже того, презрительный смех.
Рокеры. Люди, которых общественное мнение обвиняло во всех мыслимых
и немыслимых грехах - наркотики, пьянство, жизнь полная праздности и извращений
- вот ассоциации, возникающие у большинства людей при слове рок-н-ролл. Но тем
не менее, проведение благотворительных концертов стало уже традицией.
Достаточно вспомнить акцию «Рок против наркотиков» в Тушино, с участием
«Металлики» и «AC/DC»; многие знаменитые музыканты
перечисляют деньги от продажи своих дисков в различные благотворительные фонды.
Что ж, огромное им спасибо.
Конечно мы с вами не рок-звезды. Мы не получаем миллионных
гонораров и не живем в Беверли-Хиллз, к сожалению. Но давайте помнить, что не
это главное в жизни. Главное приносить пользу людям. Протяните руку помощи
нуждающимся - и вы продлите память о себе в этом мире. И если каждый из нас
задумается об этом и сделает правильный вывод, то когда-нибудь мы сможем с
гордостью сказать: Да, это мир, который мы создали!
|