Автомобиль для инвалида!?!
Через десять лет эксплуатации машину сдавать государству не нужно
Недавно к нам в
редакцию обратилась инвалид Великой Отечественной войны II группы Анна
Петровна Денисова с просьбой объяснить изменения в программе наделения
инвалидов автомобилями.
Количество законов и
постановлений, в которых приходится разобраться, чтобы получить эту
законную социальную компенсацию, действительно способно вымотать и
совершенно здорового человека, не говоря о людях, чьи душевные силы и
так подорваны тяжёлой болезнью или увечьем.
Программа наделения
инвалидов автомобилями опирается на Закон «О реабилитации инвалидов»,
точнее на его 26 статью. В июле прошлого года она была дополнена
специальным постановлением Кабмина. В нем предусматривалась, помимо
всего прочего, сдача автомобиля, полученного в виде социальной помощи,
государству после смерти самого инвалида. Официально эту меру объясняли
необходимостью бороться с «беспошлинным ввозом транспортных средств»
под предлогом помощи инвалидам. Проще говоря, с теневыми операциями,
благодаря которым на одном инвалиде могло числиться несколько
автомобилей, которых он никогда не видел — и которые, однако, потом
получали его наследники. Но некоторые организации инвалидов выступили
против подобного решения, утверждая, что ощущают себя
«дискриминированными».
В апреле текущего года
в постановление были внесены изменения. Они коснулись вопросов «замены»
и «наследования» автомобиля. Согласно разъяснениям управления
социальной защиты Харьковской облгосадминистрации, теперь инвалид имеет
право оставить себе автомобиль после истечения десятилетнего срока
эксплуатации — если он того желает и если автомобиль находится в
удовлетворительном состоянии. Пользоваться им он может «до обмена», то
есть пока не придёт его очередь получить новый автомобиль. Если же, с
точки зрения владельца, машина нуждается в замене — автомобиль сдаётся,
а инвалид может снова встать в очередь.
Это ожидание вполне
может снова растянуться на годы. Сама «очередь» на получение
автомобилей теперь делится несколько иначе, чем ранее, — существуют три
группы: те, кто «имеет право на первоочередное обеспечение
автомобилями»; те, кто имеет право на «внеочередное обеспечение
автомобилями»; и, наконец, те, кто получает их «в порядке общей
очереди». По тому же постановлению, автомобили распределяются среди
этих категорий в соотношении 50, 30 и 20 процентов каждой группе.
Что же касается
«больного» вопроса о наследовании автомобиля, полученного в рамках
программы помощи, то, по последним правкам к постановлению, положение
дел выглядит так. Если на момент смерти инвалида принадлежавший ему
автомобиль отслужил больше положенных десяти лет, то он переходит в
собственность «члену семьи инвалида» — при том обязательном условии,
что тот проживал вместе с покойным. Если же срок эксплуатации
автомобиля не составил положенную норму в десять лет, машина сдаётся
районному управлению социальной защиты, если наследники покойного не
желают выкупить ее, внеся «разницу» стоимости. Исключение, впрочем,
делается в том случае, если один из членов семьи покойного также
является инвалидом — тогда автомобиль переходит к нему.
Председатель
Харьковского комитета защиты и содействия инвалидам Владимир Ром,
которого газета попросила прокомментировать эти нововведения, заявил,
что десятилетний срок затянут почти до абсурда. Отечественные «Таврии»
и «Славуты» приходят в полную негодность, строго говоря, и раньше этого
срока, и «оставлять их в наследство» не имеет смысла — их потом часто
сложно сдать даже в металлолом. Кстати, если инвалид уже имеет
автомобиль (независимо от модели и от срока), то он не подпадает под
действие этой социальной программы. Александр Владимирович отметил, что
ранее срок эксплуатации составлял всего семь лет (а в Германии,
например, — и вовсе пять, при, мягко говоря, различном качестве
немецкой и отечественной автопродукции, равно как и дорог). Ни нынешнюю
редакцию постановления, ни прошлую они не считают удовлетворяющей
потребностям инвалидов.
Комитет защиты и
содействия инвалидам выступает за снижение этого срока — хотя бы снова
до семи лет, а также за принятие законопроекта о немедленном наделении
автомобилями хотя бы ветеранов Великой Отечественной войны. Такие
обещания впервые звучали еще в 2005 г. — к шестидесятилетию Победы, но,
перефразируя басню, «автомобиль и ныне там».
Евгений
Кривочуприн.
Источник: Время (ежедневная газета Харьковского региона)
|